Полнометражный документальный фильм

студия видеопроизводства kalmykoff.ru

Вообще фильм можно снять и в одиночку, но минимальная рекомендуемая команда – это 4-5 человек. Режиссёр может быть и актёром, и оператором, и сценаристом, и звукооператором, и кем угодно, но лучше всё-таки эти роли распределять между разными людьми. Во многом качество картины зависит от работы оператора, потому что снимать тоже нужно уметь, если только нет желания снимать фильм жанра «любительская съёмка» (а такие кинокартины тоже существуют, и некоторые из них были успешны). На роль приглашаются харизматичны ведущие, Модели, из портфолио хорошего фотографа.

Найти нормального оператора тоже может быть сложно, и услуги профессионала стоят немалых денег, причём он берёт за количество потраченных часов вообще, а не только занятых непосредственно работой, поэтому если в процессе работы выясняются отношения, а съёмка стоит, оператор всё равно потребует денег за своё время.

Хотя с развитием техники, технологий задача режиссёра и съёмочной группы упрощается, сегодня уже практически на мобильный телефон можно снять то, что ещё 5-10 лет назад снималось только на дорогостоящую аппаратуру. То, что нельзя снять, можно обработать на не самом мощном компьютере, для этого написаны специальные программы.

Прогресс зашёл слишком далеко, и нерешаемыми вопросами только самые сложный и современные вроде полностью компьютеризованной графики, слишком уж необычных спецэффектов или технологий захвата движения – да, это требует вложения значительных средств. Но если брать в расчёт простой фильм, который описывает повседневную жизнь, снять его можно чуть ли не на видеокамеру из ближайшего магазина соответствующей техники.

Аппараты такого уровня имеются, предоставляют хорошую картинку и множество режимов съёмки в отличном качестве. В связи с этим сегодня всё больше начинают ценить посыл фильма, а не его обилие спецэффектов и эффектных съёмок вообще, зритель уже ищет глубину, посыл, смысл, а не только яркие взрывы и что-то яркое на экране. Снимать стало проще, и нужны таланты в плане проработки концепции произведения.

Теперь нужно разобраться с техникой. Вообще для съёмки среднего фильма нужно немало оборудования, и хоть оно стало доступно почти каждому, нельзя думать, что за 100 тысяч рублей можно купить аппаратуру для съёмки фильмов уровня голливудских кинокартин. В любом случае нужно располагать достаточными средствами для приобретения техники, но можно поступить проще – взять её в аренду.

В этом случае режиссёры платит только за фактическое время пользования. Экономия колоссальная. Если есть грамотный специалист, то он изначально сможет определить список необходимого оборудования, которое понадобится в процессе. Как известно, снять фильм можно и просто с компьютером и видеокамерой, но обычно требуется немало видов осветительной, звуковой и ещё много какой техники

Кстати, что касается непосредственно съёмочной аппаратуры, то тут можно обойтись цифровыми видеокамерами, если не планируется впоследствии заниматься распространением фильма по кинотеатрам, которые используют аналоговые проигрыватели (говоря простым языком – им не требуется копия фильма на киноленте). В ином случае нужно запастись и цифровыми, и аналоговыми видеокамерами, чтобы иметь на выходе сразу и цифровой, и на киноленте вариант фильма. Это затянет процесс монтажа, можно снять всё на «цифру», а после монтажа перевести на аналоговый носитель, но это немалые дополнительные траты.

В целом этот вопрос также решается совместно со специалистами, которые занимаются техническими вопросами съёмки, а также в обязанности которых входит postproduction и маркетинг.


Следующий вопрос – подбор актёров. Вообще реально найти людей, которые готовы сниматься в фильме бесплатно, если это займёт немало времени. Сюда относятся неизвестные актёры, которые таким образом стараются заявить о себе, но даже в той или иной степени известные актёры могут сняться бесплатно, если картина покажется им интересной. Не нужно говорить, насколько успех картины зависит от мастерства актёров, потому что каким бы ни был талантливым режиссёры, уровень игры исполнителей ролей должен быть хоть каким-то.

В ином случае хорошая задумка может быть уничтожена отвратительной игрой. Сам режиссёр также может сниматься в фильме, играя даже главную роль. Вообще можно набрать команду молодых талантов, которые разделяют идею с режиссёром, которые сами предлагают какие-то идеи. Лучше всего, когда фильм снимается командой единомышленников, которые хотят создать произведение, в котором все будут задействованы, просто кто-то станет актёром, кто-то непосредственно режиссёром, кто-то оператором и так далее

Тогда процесс съёмок пойдёт просто, каждый будет выполнять свою задачу, и все будут понимать, что делают это ради идеи, а не ради денег. Рассчитывать на деньги с первого же фильма вообще не стоит – это просто попытка заявить о себе, в редких случаях первый же фильм получает не только признание, но и идёт в прокате и собирает немалые суммы.

Главное в начале – убедить потенциальных инвесторов в том, что будут сниматься фильмы, которые будут интересны аудитории.


Если же всё-таки идёт расчёт на то, что придётся привлекать людей за деньги, а не энтузиастов, готовых работать «за идею», то нужно рассчитывать на весьма большой бюджет. Больше всего получает режиссёр и оператор, хорошие, опытные профессионалы берут за свою работу несколько сотен тысяч рублей, хотя обычно в этом случае может быть гарантировано хорошее качество работы.

Неопытные новички потребуют за проект гораздо менее скромную сумму. Несколько меньше берут звукорежиссёры и прочий вспомогательный персонал, обычно с ними можно договориться за пару десятков тысяч, и такие специалисты готовы работать с минимальным авансом или даже без оного.


Проблемы могут возникнуть с актёрами, потому что если брать в той или иной степени известных профессионалов, то стоимость одного только рабочего дня может составлять значительную часть бюджета. Неизвестные актёры готовы сниматься за небольшие деньги, а иногда и вовсе отказываются от гонорара, если картина обещает быть успешной. Массовка также может стать существенной статьёй расходов, если предполагаются масштабные съёмки, ведь даже если удастся набрать людей по минимальной ставке – около 50 рублей в день (по факту люди участвовать за такие деньги будут в одной недолгой сцене) – то при большом количестве людей выйдет немалая сумма. В целом, если придётся оплачивать работу своей команды, то рассчитывать нужно не меньше, чем на 100 тысяч рублей, в связи с чем лучше искать единомышленников.


Когда картина готова, можно искать фестивали, начинать её показы во всех возможных местах, то есть необходимо заняться продвижением своего фильма. Рассчитывать на то, что кино вышло гениальным, и простой ролик в интернете привлечёт огромное количество людей – глупо. Нужно заниматься продвижением, причём по возможности не только в России, но и в других странах. На это уйдёт немало денег, уже было отмечено, что даже победа на фестивалях, скорее всего, не покроет расходов. Но картину заметят. Даже если она не победит.

Говорить об участии на крупных и известных фестивалях не приходится, туда никто не пригласит новичка, но в мире существует огромное количество фестивалей для начинающих режиссёров, для инди-творчества, для арт-хауса, для любого жанра, поэтому есть шанс заявить о себе миру. На таких фестивалях часто присутствуют потенциальные инвесторы, которые могут после просмотра фильма оценить его перспективы, и даже если кинокартина не получит признание жюри и даже зрителей на фестивале, это не говорит о том, что профессионалы не заинтересуются произведением.

Участие на фестивалях и показах позволяет максимально быстро и эффективно продвинуть свой фильм и найти людей, которые будут готовы оплачивать не только продвижение этой кинокартины, но и дальнейшее творчество талантливого режиссёра.

Подводя итог, можно сказать, что настоящий талант всегда сможет найти себе дорогу, и если действительно картина, а вернее её режиссёр, что-то из себя представляет, то есть возможность развития творчества.

Вернуться